Сигтунcкий поход
1187 года или разрушение столицы шведов
url-адрес добавить в Закладки

Автор статьи: Дмитрий Белоусов
Дата написания: февраль-апрель 2017г.
url-адрес: http://rus-imperia.ru/Sigtuna_1187.htm
YouTube-интервью: от 09 октября 2018г.
Список: 100 книг по русской истории
 

Вступление от rus-imperia.ru...

  В многовековой истории нашей Руси - много легендарных военных побед. И не раз русские войска вступали в поверженные вражеские столицы. Сегодня выпускники ЕГЭ вспомнят только, как брали фашистский Берлин весною 1945-го, люди с советским образованием добавят, как мы вошли в наполеоновский Париж 1814 года и в ходе Семилетней войны - в прусский Берлин 1760-го. Любители истории вспомнят, как русская морская пехота адмирала Ушакова освобождала Рим в 1799 году, как мы дважды штурмовали мятежную Варшаву - войска А.В.Суворова в 1794г. (восстания Костюшко) и графа Паскевича в 1831 году (т.н. ноябрьское польское восстание). Но ни в учебниках, ни по ТВ до сих пор вообще не говорят о самом знаменитом успехе русского оружия - взятии и разрушении в 1187 году города Сигтуны - прежней столицы Швеции. Между тем, это был единственный случай, когда после нашей победы вражеская столица прекратила существование.
  О походе 1187 года нет никаких упоминаний в чудом сохранившихся русских летописях - по сути почти все древнее уничтожено немцами при Романовых. Есть "Повесть временных лет" (известная в 3х очень поздних списках - Радзивиловская, Лаврентьевская, Ипатьевская) и две "Первая Новгородская летопись" (старшего извода - Синодальный список, младшего извода - Комиссионный, Академический, Толстовский списки). И все! Во-вторых, ориентированность наших летописей можно назвать князе-центричной. Т.е. новгородские летописцы фиксировали только официальные предприятия новгородских войск. Повторю - официальные, т.е. даже не каждый крупный шаг князей. Все же остальное - например, походы удалой новгородской вольницы (ушкуйников) в 12-15 веках предпочитали вообще не замечать. Так было и до, и после 1187 года. Ну много ли наши летописцы писали о победах новгородских ушкуйников над Золотой Ордой? Да ничего они не писали (или уничтожено). Вот если бы новгородцы взяли Сиггуну под предводительством какого-нибудь князя - тогда бы придворные летописцы прославили его подвиг в веках. В-третьих, стараясь сохранить торговые связи, русские старались не афишировать своё участие в походе на Сигтуну. Ведь невзирая на продолжающиеся военные столкновения, торговля между Новгородом и Швецией - не прекращалась.


  О походе 1187 года все исторические факты - взяты из западных летописей, в частности шведской рифмованной "Хроники Эрика" (составлена в 1320-е годы неизвестным автором; история династии шведских конунгов - Фольгунгов) и "Хроники Эрика Олая" (писавшаяся в середине XV века, т.е. спустя почти триста лет). Специально отмечу, что достоверность этих летописей - нигде и никем не оспаривается. Кроме нее, данные о взятии Сигтуны содержится в шести шведских источниках (см. книгу И.П.Шаскольского "Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв"2, 1978 год, глава "Сведения письменных источников"): "Шведская хронология из францисканского монастыря в Висбю", латинская "Хроника деяний свеоготских" неизвестного шведского автора, "Хроника епископов и архиепископов Упсальской церкви", "Annales Sigtunensis" в "Scriptores rerum Suecicarum", "Chronologia Vetus", "Chronologia Anonymi Veteris". И главное - в России сохранилось вещественное доказательство похода - врата, украшенные бронзовыми барельефами. Эти врата новгородцы вывезли из Сиггуны и установили при входе в новгородский храм святой Софии (в Детинце). Они и сейчас там, а копия их находится в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве.
  Предания и легенды о грозном нападении воинов, пришедших из-за моря, из России, сохранялись на берегах шведского озера Меларен в течение многих столетий. Еще сравнительно недавно, в конце XIX века (в 1878 году) русский путешественник Елисеев записал со слов местных жителей вблизи развалин Сигтуны предание о нападении русских на побережье Меларена.


... вернуться на главную ...

Обстановка на северо-западе Руси в XII веке...

  Историческая обстановка, сложившуюся у северо-западных рубежей Руси в XII веке была крайне воинственной. На территории современной Финляндии тогда жили племя сумь (suomi, на юго-западном побережье), многочисленное племя емь (hame, внутренние области южной Финляндии) и кочевашли малочисленных лопари (саамы). Разумеется, никакого собственного государства все эти народности - не имели. Жители племен регулярно грабили своих более развитых соседей. Сумь совершала грабительские набеги на земли Швеции, а емь - на русские земли, подвластные Новгороду. "Приидоша Емь и воеваша область новгородскую",- такие записи нередко встречаются в русских летописях (книга Бородкина1, стр.16). Впрочем, обычно подобные нападения заканчивались разгромом вторгшихся отрядов еми, после чего следовали ответные меры новгородцев. В 1042 году князь Владимир Ярославич (1020-1052гж, сын Ярослава Мудрого и Ингегерды, дочери короля Швеции Олафа Шётконунга) ходил войной на емь. Поход окончился победой, емь была обложена данью. Весной 1123 года новгородцы во главе с князем Всеволодом вновь воевали с емью и победили её. При этом власть Новгорода была очень и очень необременительной. Новгородцы сохраняли на подчинённой территории традиционный уклад жизни, местную племенную администрацию, ограничиваясь лишь сбором небольшой дани. В составленной в 1220-х годах Генрихом Латвийским "Хронике Ливонии" прямо говорится об этой особенности новгородской политики: "Есть обычай у королей русских, покорив какой-либо народ, заботиться не об обращении его в христианскую веру, а о сборе [с него] дани и денег" (книга И.П.Шаскольского2, стр.16).
  Но с середины XII века начинается агрессия европейских государств на Восток. Её идеологическое обоснование - обращение славян-язычников в христианство. Именно тогда были уничтожены полабские славяне Балтики. Ведь в 1147 году был провозглашён 4й крестовый поход, поход на восток, самый крупный в истории средневековья - шло три армии общей численностью 200.000 (!).

легат Николай Альбано
  Папский легат Николай Альбано, в 1154 году избранный папой Адрианом IV (1100-1159гж), стал вдохновителем крестового похода против финнов, предпринятого в 1155г (вариант - в 1157г). Организовал поход тогдашний шведский король Эрик Святой (правил 1156-60гг), впоследствии причисленный католической церковью к лику святых.
  Кроме приказа Папы, шведами двигало и банальное желание захватить-пограбить на новгородских землях. В 1142 году шведская флотилия попыталась ограбить купеческие корабли, идущие морем в Новгород, однако новгородские купцы сумели отбиться и благополучно ушли. В том же 1142 году подстрекаемая шведами емь пошла в набег на новгородские земли в районе Невы и Приладожья. Вторгшийся небольшой отряд еми (насчитывавший 400 человек), был полностью уничтожен (книга С.С.Гадзяцкого3, 1941 год, стр.87). Но зимой 1149 года емь полезли снова. Отряд еми уже был больше - около 1.000 воинов. Узнав о вторжении, новгородцы смогли выслать небольшое войско численностью в 500 ратников. Усиленный жителями из подвластного Новгороду племени водь, новгородский отряд решительно атаковал незваных гостей, истребив их всех до одного человека (книга С.С.Гадзяцкого3, 1941 год, стр.88).
  В 1164 году шведы попытались захватить находящийся на р.Волхов русский город-крепость Ладогу. Взятие Ладожской крепости позволило бы им перерезать важнейшую транспортную артерию, тем самым отрезав Русь от Балтики. В середине мая, после начала весенней навигации, шведская флотилия из 55 кораблей (шнеки) прошла из Финского залива через Неву в Ладожское озеро и вошла в устье Волхова. Так как на каждой шнеке было до 100 человек (гребцов и воинов), общая численность шведского войска превышала 5 тысяч воинов. Предпринятый 23 мая штурм Ладожской крепости был отбит с большими потерями для шведов. Потерпев неудачу, шведы отошли к реке Вороньей, чтобы собраться с силами для нового наступления. Здесь их и настигла новгородская дружина во главе с князем Святославом Ростиславовичем и посадником Захарьей. Состоявшаяся вечером 28 мая битва 1164 года закончилась полным разгромом шведов. По словам летописца, 43 корабля из 55 были захвачены, большинство шведских воинов были или перебиты, или взяты в плен, и лишь немногим на 12 шнеках удалось бежать обратно на запад. Интересно, что финский одиозный профессор Ялмари Яккола (1935гр., фашист-историк) горделиво хвастал, что в этом бесславном походе на Ладогу наряду со шведами принимали участие и финны (книга И.П.Шаскольского2, стр.64).


 


... на главную сайта...     |     ... к началу ...

Ответы новгородцев...

  В ответ на враждебную агрессию Запада, Новогородское княжество в последней четверти XII века ответило серией ответных ударов. Первый удар был нанесён силами подвластных Новгороду карел. Сегодня карелы - очень небольшой этнос (93 тысячи по переписи, живут в четырех областях и СПб). Но в XII веке - это большое, сильное и воинственное племя. Предки карел обособились от племени весь и являются потомками носителей дьяковской культуры, т.е. являлись боковой ветвью славян (что бы там не фантазировали горе-историки про финно-угорский народ).
  Итак, в 1178 году карельское войско захватило город Ноуси - это центр контролируемой шведами части Финляндии. При этом был взят в плен епископ Рудольф, являвшийся не только духовным, но и светским главой шведских владений. В результате епископ был увезён в Карелию и там казнен, город Ноуси пришёл в упадок, а епископская резиденция была перенесена в город Або (см.книгу Шаскольского2, стр.66–71).
  Спустя восемь лет, в 1186 году, настала очередь еми. "Новгородские молодцы" во главе с боярином Вышатой Васильевичем совершили карательный поход в землю еми и благополучно вернулись, "добывши полона" (книга С.С.Гадзяцкого3, стр.89). Но самый сокрушительный удар ожидал шведов в следующем, 1187 году. На этот раз он был направлен против важнейшего шведского города - столицы Сигтуны. Русский историк начала XIX века Федор Павлович Аделунг (1768-1843гж) написал книгу "Корсунские врата, находящиеся в Новгородском Софийском соборе". Москва, 1834 год, цитата: "Даллинъ присовокупляетъ, что сей походъ предпринятъ въ отмщенiе за крестовый походъ, который Шведы за двадцать летъ, при Герцоге Гуторме, по повеленiю Папы Александра III, совершили въ Карелию, Ингерманландiю... для обращенiя язычниковъ и распространенiя царства Хрiестова посредствомъ огня и меча".

Город Сигтуна...

  Официально город был основан королем Эриком Сегершеллем в 980г. Сигтуна была выгодно расположена на берегу озера Меларен (связанного проливом с Балтийским морем) и являлась крупнейшим городом, политическим и торговым центром Швеции. До нее таким центром Швеции был город Бирка. Но на рубеже X-XI веков Бирка пришла в упадок и ее значение переходит к расположенной неподалеку Сигтуне.
  Цитата из книги 1834 года Федора Павловича Аделунга: "Iоанн Магнусъ, Поншанусъ и др., приписываютъ сему городу глубокую древность, и начало онаго относятъ къ 2004 году отъ сотворенiя мира. Валлинъ... основанiе его полагаетъ около временъ Рождества Хрiстова. Названiе онъ получилъ отъ Отина который... имелъ также прозванiе Sigi или Sigtyr (победоносный); а потому отъ сего слова и отъ слова Tun, место, укрепленное кольями, производятъ названiе Сигтуны. Отинъ, прибывшiй почти за 70 летъ до Р.Х. изъ Азiи и прошедшiй чрезъ Россiю, Саксонiю и Данiю, избралъ, как сказано въ Эдде, почти за 20 летъ до Р.Х., привлеченный красотою местоположенiя, берега озера Меляръ своим местопребыванiемъ и построилъ здесь Сигтуну... Летописи въ особенности упоминаютъ о великолепномъ храме, устроенномъ здесь Отином (juxta morem Asarum)... Слава объ ея торговле и богатствъ столько распространилась, что она была известна даже на Востоке: о ней упоминаетъ Географ Ал-Эдризы, жившiй въ XII веке... Среди безопасности, она процветала и прiобретала могущество, презирая нападенiя морскихъ разбойниковъ". Центральное положение по отношению к основным областям Швеции превратило Сигтуну в главный порт для внешней торговли страны. Вплоть до начала XII века в Сигтуне находилась резиденция епископа (потом перенесена в Упсалу). На рубеже X-XI веков здесь была отчеканена первая шведская серебряная монета - с ликом Олафа Шётконунга (980-1022гж, король Швеции). Адам Бременский (1050-1081гж, северогерманский хронист) неоднократно называет "город великий Сигтуна" (Civitas magna Sictone). С начала XI века Сигтуна стала политическим центром государства.
  В силу географического положения и близости прежде всего к восточной Балтике именно торговля, ориентированная на восток, играла в жизни Сигтуны наибольшую роль. Сигтуна являлась основным центром торговли материковой Швеции с Новгородом и Новгородской Русью (в т.ч. Карелией), а также с племенами Финляндии, Эстонии, Ливонии. Путь из Новгорода в Сигтуну был основным путем, по которому шли торговые отношения между Русью и скандинавскими странами уже в первой половине XI века. По этому пути из Руси через Сигтуну и шведские земли возвращается в 1035 году в Норвегию Магнус, сын короля Олофа св. По этому же пути из Константинополя через Новгород и Сигтуну возвратился в 1044г. в Норвегию знаменитый норвежский король Гаральд Гардрада (Friesen O.V. Om stadens Sigtuna), живший 1015-1066гг.. По рассказу исландского скальда и историограф начала XIII века Снорри Стурлусона (1179-1241гж), по этому же пути прибыл из Азии в Скандинавию бог Один, высадившийся на шведскую землю именно в Сигтуне. Т.е. Сигтуна была портом, через который обычно проходили связи Швеции со всей восточной Балтикой.
  О размерах и значении торговли с Русью в жизни Сигтуны лучше всего говорит тот факт, что в XII веке в этом городе был большое количество русского населения - так же как в Новгороде существовали немецкий и готский торговые дворы, в Сигтуне в XII веке существовал русский торговый двор с постоянно пребывающим там русскими торговцами. О наличии постоянного русских в Сигтуне XII столетии свидетельствовало и существование в городе каменной русской церкви святого Николая ("потомъ Русскiе купцы, во множестве сюда прiезжавшiе, соорудили церковь во имя Св.Николая"); ее развалины сохранились и сегодня.

  Отправившемуся в поход на Сигтуну русско-карельскому войску пришлось преодолеть немало трудностей. Сам город располагался весьма далеко - в 60 км от Балтийского моря, в глубине озера Меларен. Озеро Меларен покрыто множеством островов с узкими извилистыми проливами (типа финских шхер). По пути через подобные озерные шхеры большому флоту трудно пройти незамеченным; на этом пути очень легко задержать нападавших и не допустить его к Сигтуне. Как минимум, чтобы добраться до Сигтуны, надо было хорошо знать путь по этим шхерам (с их мелководьем и извилистым фарватером).
  Город хорошо защищали как искусственные укрепления, так и сама природа. С севера к Сигтуне примыкало большое непроходимое болото, с востока сухопутные подступы к городу прикрывали два укреплённых замка, к югу лежала гавань, "ея запиралась большою цепью, прикрепленною къ двум утесамъ". С суши город окружала стена, причем "Окружность города... простиралась на... шесть часовъ". Т.е. для времени средневековья, город был весьма многолюден - "Сигтуна имея не менее 18,800 богатых и знаменитыхъ гражданъ". В довершение всего, водный путь к Сигтуне охранял находившийся в 20 км к югу от города мощный каменный замок Альмарстек (на берегу того же озера Меларен), служивший одной из резиденций главы шведской церкви архиепископа Упсальского. В целях принижения значения русской победы, на Западе пропагандируется мнение: каменный замок был на этом месте сооружен в более поздние годы (A.Schtick/Шюкк). Но архиепископская резиденция с укреплением на этом месте однозначно уже существовали, поскольку Альмарстек упоминается в анналах. И конечно, резиденция главы шведской церкви была укрепленной. Т.е. взятие даже Альмарстека, не говоря уже о шведской столице, представляло собой очень трудную задачу.

  Cледует отметить, что время новгородцами было выбрано удачно - внутриполитическая обстановка в Швеции в конце 1180-х гг. благоприятствовала успеху нападающих. В это время в Швеции развернулась острая междоусобная борьба, в которой участвовали король Кнут Эриксон (1150-1196гж, Knut Eriksson) и его два противника Коль и Бурислев/Бурислав; в борьбу были вовлечены все силы Швеции. И ослабленная междоусобицей Швеция не смогла противостоять русским войскам.


... на главную сайта...     |     ... к началу ...


Кто шел в поход?

  Карельские лодьи и русские ушкуи вышли в море со основной племенной территории карел - из района Карельского перешейка, прилегавшего к Ладожскому озеру. Все морские походы производились карелами через старое устье Вуоксы, впадавшей в то время в Финский залив (вблизи нынешнего г.Выборг). "Они плыли от моря и вверх в Меларен и в штиль, и в непогоду, и в бурю, тайно проплывая внутрь шведских шхер... пребывали тайно в архипелаге Свеа... замаскированный отряд воинов" ("Хроника Эрика"). Флотилия кораблей с новгородскими, ижорскими и карельскими воинами скрытно прошла по шведским шхерам к Сиггуне. О судах, тайно скрывавшихся среди приморских скал, написано и в тексте Эрика Олая. Столица шведов была взята штурмом и сожжена ("онъ былъ взятъ, разграбленъ, сожженъ, и непрiятель вышелъ изъ него съ богатою добычею"). В ходе боя был убит католический архиепископ Ион. Надо сказать, что как русские, так и карелы имели основания разделаться с этим духовным лицом, которое "девять лет воевало с русскими, ижорой и карелами ради господа и святой веры". Вооружение и внешний вид наших воинов хорошо видны на двух рисунках выше ("Пеший сотник новгородского ополчения" - на основе фресок "Распятие" и "Воскресение Христова"). Итак, русско-карельская рать разрушила до основания вражескую столицу, увезла много ценностей и благополучно вернулась домой. "Массивные медные городские ворота Сигтуны были переданы карелами новгородцам в качестве дани или подарка" ("Хроника Эрика").
  Обращаю внимание, что "молодцы новгородские" оказались не только смелыми воинами, но и опытными мореходами (что важно при плавании в шведских шхерах). Очевидно, что большой поход 1187 года был не первым у новгородской вольницы. А такой опыт был только у новгородских ушкуйников. Обратим внимание и на поддержку, оказанную новгородцам карелами, ижорой и другими угро-финскими племенами в борьбе и с емью, и со шведами. Карелы ходили с новгородцами на емь не только в 1042 году, но аналогичные походы известны под 1143г, под 1191г, а в 1228 году они же вместе с ижорой приняли деятельное участие в отражении западного набега на Ладожское озеро. Народы Руси жили дружно и помогали друг другу.
  В шведской "Хронике Эрика" о гибели Сигтуны есть слова о радости, охватившей "землю карел и руссов" ("многие язычники радовались тому, что христиан постигло такое несчастье. Этому радовались вся Карелия и вся Россия"). Т.е. автор прямо указывает на участие русских в нападении. Поясняю: говоря о радости в земле и карел и русских, имелась ввиду политическая связь обоих народов и подразумевалось, что победа карел была тем самым и русской победой, ибо карелы (как было хорошо, вероятно, известно шведам и в XII, и в XIV веках) были частью русской государственности. Интересно, что один из западных исследователей XVIII века [E.M.Fant] в качестве доказательства того, что именно русские произвели в 1187 году разрушение Сигтуны, приводил два шведских названия на озере Меларен: бухта Rysseviken и мыс Rysseudden напротив острова Ариёна. Ну и не забываем чрезвычайно весомое вещественное доказательство русского похода - вывезенные в Новгород врата, украшенные бронзовыми барельефами (см.главу ниже).

  Гибель центра Шведского государства в 1187г. является одним из наиболее крупных событий истории Швеции XII века. Но совсем не удивительно равнодушие шведских историков к данной теме и сегодня, и в средние века. В шведской исторической литературе нет НИ одного исследования, специально посвященного изучению этого события. Просто шведским историкам не хотелось признавать, что многовековая борьба Швеции с Россией уже на самых первых порах была ознаменована крупнейшей военной победой русской государственности. Исследователь русской истории Аарон X.Лерберг (1770-1813гж, немец) в своей знаменитой работе "О жилищах Еми" трактует Сигтунский поход именно как удар Новгородского государства по Швеции, совершенный силами новгородских вассалов-карел. Трактовка Лерберга была поддержана другим русско-финским историком Андреасом И.Гиппингом (1788-1862гж).
  Различные авторы приписывают Сигтунский поход и карелам, и новгородцам, эстам, или всем трем народам вместе; иногда к этим трем народам прибавляют еще куронов и ингров (ижор). В "Annales Sigtunensis" написано только про язычников: "Убит Иоанн, архиепископ Упсальский, у Альмарнум язычниками накануне августовских ид и погребен в Упсале. Тогда же сожжена Сигтуна теми же язычниками". Только язычники, но кто конкретно? По "Хронике Эрика" народом, напавшим на Сигтуну, были карелы - упоминаются трижды ("древняя летопись въ стихахъ называетъ ихъ Карелами"), по хронике "Эрика Олая" - карелы и русские ("Carelos et Ruthenos"), у Валлина участниками опустошения Сигтуны названы "Moscovitas, Carelos, Curlandos et Ingros" (Sigtuna stans et cadens, p.236). Московиты, понимаете? Писатель XVII века Лощений приписывает нападение на Сигтуну эстам, карелам и русским, а Асханеус и Оксеншерна приписывают нападение на Сигтуну только русским. При этом в начале "Хроники Эрика" есть однозначные слова про карел: "Швеция имела много бед от карел и много несчастий".

  О эстах... Обязательно вспомним о западной фальсификации, о предках эстонцев - эстах... Куда же без "приюта убогого чухонца" (А.С.Пушкин)? В последние годы официальные шведские историки, а также прозападные российские, цинично пытаются переписать историю и приписать взятие Сигтуны или эстам, или какому-то неизвестному языческому народу. Пишут так "островные эстонские мореходы нанесли молниеносный удар...". С точки зрения шведского буржуазного национализма казалось менее неприятным считать, что Сигтуна погибла в результате набега одного из небольших языческих народов Прибалтики, в XIX-XX вв. уже не имевших значения в политической жизни Северной Европы. Главное - чтобы не русские. Тем более это вписывается в русофобскую истерику на Западе. А врата мол новгородцы забрали у них на обратном пути... Вы совсем НЕ знаете таких знаменитых разбойников как эсты? Хм... Вот и я НЕ знаю. И историки древности тоже - НЕ знали. Ответ на эту ложь очень прост... Историки XVI века, братья Олай и Лаврентий Петри, действительно написали про нападение на Сигтуну ester. Но их сведения основываются на тех же трех источниках (анналы, "Хроника Эрика", "Хроника Эрика Олая"). В XVI веке о политической активности карел (к тому времени уже небольшого и совсем не воинственного народа) давно забыли и приписывать им разрушение древней шведской столицы казалось совсем неправдоподобным. Повторю, что источник (анналы) дает неопределенное указание: pagani - язычники. Понятие pagani могло включать в себя в то время как языческие племена карелов, так и русских. Ведь русские, принадлежавшие к греко-православной церкви, с точки зрения католических монахов XII-XIII веков также считались язычниками. И братья-историки XVI века Олай и Лаврентий Петри, взяв за основу анналы, имеющееся там слово "pagani" перевели как "ester". Конкретизировали. Почему - потому что это название, под которым в средневековой Швеции подразумевались вообще все-все(!) племена, живущие на восточном берегу Балтийского моря, в том числе и карелы. Но не только одни карелы, а все племена! Общее название всех племен побережья. И только! Так как понятие ester (племена Восточного побережья Балтики) было гораздо более определенным, чем совсем расплывчатое pagani (язычники вообще), вслед за братьями Петри этой трактовки стали придерживаться и некоторые жившие позднее исследователи - писатель Иоанн Магнус и историк XVII века Иоаннес Мессениус (Johannes Messenius, 1579-1636гж, "Scandia illustrata"). Интересно, что была и путаница названий - вот цитата из Eistrasalt: "Фантъ... Кареловъ почитаетъ за Эстовъ, а сихъ последнихъ Шлецеръ признаетъ за Чудь, которая у Снорее всегда называется Эстами, жителями Восточнаго моря".
  Особенно активно ложь о эстах зазвучала после 29 марта 2004 года - даты вступления Эстонии в НАТО. Догадываетесь почему? Современные "митрофанушки" (неучи!), повторяя Запад, зачем-то переводят ester дословно. По этой глупости можно только вспомнить знаменитые слова главы МИДа России Сергея Лаврова в августе 2015 года ("дебилы, бл****").
  Короче, ложь про эстов - можно забыть.

  В отличие от некоторых современных лже-историков, тогдашние шведы прекрасно знали - кто именно разрушил их столицу. Сразу же после похода местные власти на острове Готланд и в двух шведских материковых городах бросили в тюрьму находившихся там новгородских купцов. Арест новгородцев произошел осенью 1187 года, т.е. вскоре (через несколько месяцев) после взятия Сигтуны, как прямая реакция на разрушение шведской столицы. Арест мирных новгородцев, находящихся в Швеции, был самым простым способом мести. Данный арест показывает, как расценивали шведские власти Сигтунский поход. Если после разрушения Сигтуны, совершенного карелами, шведские власти стали мстить новгородцам, то очевидно, что поход на Сигтуну они расценивали как военное предприятие всего Новгородского государства. В ответ новгородцы прервали торговые отношения с Готландом. Русским купцам, ведшим заморскую торговлю, было запрещено отправляться за море. По словам летописца, "в то же лето рубоша Новгородьце варязи на Гьтех, немьце в Хоружьку и в Новотържце; а на весну не пустиша из Новагорода своих ни единого мужа за море, ни съла въдаше варягом, нъ пустиша я без мира" (Новгородская первая летопись, см. список 100 книг). Разрыв торговых отношений продолжался вплоть до 1201 года, после чего был заключён новый договор. Причем на новгородских условиях.

  Вывод... Флот и войско, напавшие на Сигтуну, состояли в основном из карел, но в походе массово участвовали новгородцы (скорее всего, в порядке "одобренной" частной инициативы). Да и сами карелы не могли ни собрать столь крупное войско и мореходов для совершения такого похода, ни сами совершить столь грандиозное военное предприятие. Сегодня нам совершенно не важен факт, участвовали ли неофициально во взятии шведской столицы новгородские дружины или это были отряды новгородской вольницы (ушкуйники) и отдельные мореходы. Принципиально это - ничего не меняет. Карелы выступают в рассматриваемом событии как представители новгородской государственности. Сигтунский поход явился актом внешнеполитической деятельности Новгородского государства, крупнейшим событием в ходе борьбы княжества со Швецией в XII веке.


... на главную сайта...     |     ... к началу ...

Врата Софийского собора из Сигтуны
открыть фото врат в полном размере

Врата из Сигтуны...

  В детинце/кремле древнего русского Новгорода, в знаменитом Софийском соборе, находится замечательное произведение искусства древности - металлические врата X-XI веков. Крайне редкое произведение, представляющее художественную ценность - посмотрите 15 фотографий ниже (каждая ссылка открывается). Но к вратам НЕ водят экскурсии гиды, о них глухо молчат наши про-западные лже-историки, о них НЕТ современных научных монографий, о них НЕ рассказывают студентам РФ, о нем молчит ТВ и НЕ пишут газеты. Почему же такое игнорирование? Потому что это материальное свидетельство великой русской победы, стоящее "костью в горле" у русофобов!

Книга Федора Павловича Аделунга
открыть фото страницы книги в полном размере

  Самое первое описание врат, украшенных бронзовыми барельефами, сделал Федор Аделунг в своей книге3 1834 года: "Врата находятся на западной стороне Новгородскаго Софiйскаго собора, при входе, противоположномъ главному алтарю... сiе художественное произведенiе въ самомъ начале предназначалось быть вратами, это доказываютъ какъ четыре металлическихъ петли, находящiеся на каждой половине, так и все ихъ устройство... Врата имеютъ 5 аршинъ вышины и 1 и 3/4 ширины. Они состоятъ изъ дерева, обложеннаго металломъ, толщиной почти в 1/6 дюйма... Цветъ металла не везде одинаковъ, то темный, то желтоватый... которые не вызолочены; потому что въ прежнее время, по яркому цвету и блеску, легко можно было почесть ихъ за вызолоченныя; но ни онъ, ни другiя известныя намъ медныя врата Среднихъ вековъ никогда не золотились... Каждая половина заключаетъ въ себе двадцать четыре дощечки различной величины, вставленныхъ въ раму, богато украшенную и выпуклой работы... Предметы, изображенные на сихъ вратахъ, взяты большею частiю изъ Священого Писанiя: 4 только изъ Ветхаго Завета, а 22 изъ жизии Iисуса Хрiста. Изъ сихъ последнихъ на одной половине изображены рожденiе и младенчество Искупителя, а на другой входъ въ Iерусалимъ, Его страданiя, смерть и сошествiе во адъ.
  ...вратахъ много надписей, объясняющихъ предметы, изображенные на отдельныхъ досках; а этотакже свидетельствует о древности оныхъ, потому что все древнейшие памятники художествъ имеютъ такiе надписи... Вообще на нашихъ вратахъ 54 надписи... изъ коихъ 29 на Русскомъ, 17 на Латинскомъ и 8 на на Русскомъ и Латинскомъ вместе. Некоторые из досокъ имеютъ по четыре и более надписей; тринадцать же изображенiй оставлены вовсе безъ объясненiя... на правой половине помещено более Русскихъ, а на левой более Латинскихъ надписей. Все надписи безъ исключенiя вырезаны на металле... Все сiи надписи сделаны неровно... только те, въ коихъ на 17-ой и 43-ей доскахъ означены на Латинскомъ языке имена двухъ Римскихъ Епископовъ, сделаны тщательно и несколько красиво... такъ называемое Готическое письмо, къ коему относится большая часть нашихъ надписей, было въ употребленiи с XII по XV векъ
".
  В нижней части левой створки дверей фигуры двух мастеров-литейщиков, Риквина и Вайсмута. В руках мастеров - молот и клещи. Латинская надпись "Риквин меня сделал", показывает, что это мастера, изготовившие врата. Среди изображений людей на створках, находятся фигуры магдебургского епископа Вихмана (1152-1192гг, г.Магдебург, Германия) и плоцкого епископа Александра (1129-1156гг, г.Плоцк, Польша). В средней части левой створки на месте декоративного столбика, припаяна пластинка с изображением третьего мастера. Русская надпись над головой фигуры: "Мастер Авраам" - позволяет считать этого третьего мастера новгородским литейщиком, который смонтировал ворота после доставки в Новгород и дополнил их декор новыми элементами (фигурами и древнерусскими надписями).


открыть фото

открыть фото

открыть фото

открыть фото

открыть фото

  Исследователи разных веков называли всего четыре возможных страны происхождения врат - Греция, Россия, Швеция, Германия. Детально рассмотрим каждую возможность изготовления.
  Версия №1 - сделаны в Греции... Про-западные историки многократно пытались всех убедить в греческом происхождении врат Софийского собора Новгорода, а придворные немцы Романовых даже называли их Корсунскими. Мол, киевский князь Владимир в 988 году, в военном походе против хазаров и печенегов, овладел и частью Крыма, и "Гераклеотическiм городомъ Херсонъ", он же Корсунь. А при возвращении "взялъ себе, въ виде трофеевъ, некоторыя художественныя произведенiя", в их числе и Корсунские врата. Которые мол потом и отослал в Новгород. Но! Но!! Но!!! Во-первых, первым это написал барон Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566гж, австрийско-немецкий дипломат и историк) - еще тот русофоб. И написал только в XVI веке, "изъ коихъ почерпали оное все позднейшiе Историки и путешественники... Тутъ показали мне медныя церковныя врата, которыя будто бы привезены изъ Грецiи за несколько сотъ летъ, по взятiи города, называемаго ими Корсунь" (Федор Аделунг, книга). Во-вторых, это немецкое предположение "не подтверждается ни однимъ Писателемъ; а потому опровергается самымъ молчанiемъ" (Федор Аделунг, книга). Во-третьих, это опровергается "многiя обстоятельства, и въ особенности портреты-статуи Католическихъ Епископовъ, находящiеся на 17 и 43 доскахъ, которые неоспоримо принадлежатъ къ позднейшему времени... остается только изображенiе Епископа Вихманна Магдебургского, который умеръ въ 1192-мъ году...". Понятно, что врата никак не могли быть в Х веке с изображением епископа XII века. С итоговым выводом Федора Аделунга: однозначно "можно утверждать, что оне не Владимiром привезены въ Россiю". А почему Корсунские - лучше всего объяснил тот же Федор Аделунг в своей книге 1834г: "мало по малу привыкли все Греческiя, называть Корсунскими, какъ потому, чтобы придать более цены, такъ, можетъ быть, и потому, что это слово... и безъ отношенiя къ происхожденiю оныхъ, означало вещь отличную, сделанную искусно... и наши врата названы Корсунскими; и если это названiе означает не иное что, какъ вещь превосходную и редкую... Вообще это названiе въ древнейшiе перiоды Русскаго художества встречается столь часто, что первый перiодъ Исторiи художествъ въ Россiи можно назвать Корсунскимъ". Итого - они не могут быть из Греции. Никак.


открыть фото

открыть фото

открыть фото

открыть фото

открыть фото

  Версия №2 - сделаны на Руси и всегда тут были... Въ пользу Россiи можно было бы привесть обладанiе вратами и находящiеся на оныхъ надписи. Но первое здесь ничего не доказываетъ... въ Русскихъ Летописяхъ вовсе не упоминается объ отечественной отливке вратъ... Но главное доказательство противъ Русскаго происхожденiя вратъ есть изображенiе на оныхъ Римско-Католическихъ Епископовъ..." (Федор Аделунг, книга). Это утверждение логично - одно дело хранить как военный трофей, а совсем другое такое изготовить...
  У всех-всех древних шведских историков мнение было однозначным - новгородцы в 1187 году разрушили город Сигтуну и увезли врата. В "редкихъ изследованiяхъ Валлина (Wallin), подъ названiемъ: Sigtuna stans et cadens, въ которыхъ повествуется о судьбе процветавшаго въ Среднемъ веке города Сигтуны... что при разграбленiи и разрушенiи сего города Новогородцами и Эстами въ 1187-мъ году, первые увезли изъ онаго съ собой металлическiя врата. Врата сiи... были железныя или медныя, а по мненiю другихъ серебряныя и стояли въ Новгородскомъ Софiйскомъ соборъ" (Федор Аделунг, книга).

  Версия №3 - врата сделаны в Германии по шведскому заказу. Это подтверждается во-первых регулярной практикой медной отливки в те годы (представляющей достаточно трудную часть литейного искусства), о во-вторых теми фактами, что "На всехъ светскихъ фигурахъ нашего памятника одежда Немецкая... Архитектура и украшенiя, встречающiеся на нашихъ вратахъ, настоящiя Немецкiя: тонкiя башенки съ узкими окнами и остроконечными верхами, тощiя витыя колонны, полукруглые своды, составляющiе отличительные признаки Немецкой архитектуры Х и XI вековъ..." (Федор Аделунг, книга). Судя по всем фактам, это был город Магдебург. что подтверждают и исследователи - "Въ одной изъ находящихся на оныхъ надписей сказано, что онъ сделаны художникомъ изъ Магдебурга" (Paynax, 1809г), "городе Новгороде есть церковь, постоенная назадъ тому восемь сотъ летъ, въ которой находится еще древнее Немецкое художественное произведенiе, именно: бронзовыя створчатыя двери съ выпуклыми изображенiями, сделанныя, судя по надписи, Петромъ Викманомъ изъ Магдебурга" (Iог.Дотин. Фiорилло, "Gesch. d. xeichn. Kunste in Deutschland u.d. verein. Niederl").
  Итак - врата были изготовлены в немецком Магдебурге в X-XI веке. Скорее всего, изготовлены по заказу сигтунского храма, так как в самих вратах имеются отдельные черты, которые увязаны с шведским искусством и даже с религиозным культом святого Зигфрида (умер ~1045г., епископ западной церкви), почитавшимся особенно в Сигтуне. Хотя многие спорят о культе. Ну и через Сигтуну врата попали в Новгород.


открыть фото

открыть фото

открыть фото

открыть фото

открыть фото

  Несколько красноречивых цитат о происхождении врат:
1) Шведский полководец и дипломат Якоб Делагарди (1583-1652гж, Jakob de la Gardie) в своем письме от 1616г. (написано в оккупированном шведами Новгороде) однозначно констатирует: "Относительно медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они были некогда взяты из Сигтуны,- то я очень бы желал исполнить приказание его королевского величества, но так как эти врата... служат входом в главный храм митрополита здесь, в Кремле...".
2) Еще цитата: "Возвращаясь въ 1722-мъ году въ отечество... виделъ въ Новгороде наши врата... Русскiе называютъ сiи врата Сартунскими воротами, то есть: воротами города Сартуны... въ древнiя времена они называли Сигтуну Сартуною, то есть: жилищемъ Князя или Царя, такъ какъ и теперь они обыкновенно называютъ Константинополь Царьградомъ, то есть городомъ Царя или жилищем Императора. И отсюда очевидно, что не городскiя ворота Сигтуны были увезены Московитянами, какъ вообще доселе полагали, но хорныя двери какого-нибудь Сигтунского храма... не маловажной, по обыкновенiю Римскихъ Католиковъ, величины и тяжести" (Гейнр Бреннер, офицер войск Карла XII, военнопленный после Полтавской битвы, 1732г).
3) Третья цитата: "Язычники (Карелы) получили здесь весьма богатую добычу, и между прочимъ изъ некоей церкви, чаятельно Святого Петра, почитавшейся въ Сигтуне самою величайшею, унесли двое ворот или две решетки, серебряныя, кои еще и теперь видеть можно въ большой Ногордской (Новогородской) церкви предъ альаоемъ на крылосе, и называются Сартунскими воротами "Sartunski worota" или Сигтунскими вратами" (Олаф Далинъ, 1708-1763гж, шведский поэт и историк, "Исторiя Шведскаго Государства / Suea Rikes Historia", 1805г).
4) и наконец наше - русский писатель и историк Михаил Чулков (1743-1792гж): "Имели они (т.е. Скифы или Славяно-Русы) войны в Швецiи, и в 2004 году от сотверенiя мiра, изъ города Сигтуна военною рукою взяли медныя церковныя врата и привезли с собою на Русь" ("Историческое описание Российской коммерции", Москва, 1781-1786, ч.I стр.13). Обратите внимание, даже не новгородцы, а Славяно-Русы!

  Вторые медные врата... В целях скрыть великую русскую победу русофобы и западники идут на циничные подтасовки и фальсификации. В Новгородской летописи под 1336 годом написано: "Владыка Василiй у Святой Софiи двери медяны золочены устроилъ. Татищевъ въ своей Русской исторiи повторяет сiт слова и прибавляетъ къ нимъ, не показывая источника "привезены изъ Немецъ, купи ценою великою". Да, у первого историка Руси В.Татищева есть эти слова о покупке. Да, архиепископ Василий много сделал для украшения-ремонта Софийского собора, например он воссоздал в 1336 году большой крест на колокольне, восстанавливал собор после большого пожара и пр. Вот только купленные в Германии врата (вторые врата!) были переданы "въ городъ Александровъ (Владимiрской Губернiи)... украшены в 1335 году по приказанiю того же Архiепископа Василiя" (Федор Аделунг, книга). Не надо врать!

  Цитата и колокол... или два дополнительных факта:
  Цитата по вратам романовского немца Августа Шлецера (1735-1809гж): "Валлин полагаетъ, что оне могли принадлежать тамошней Русской церкви Св.Николая, и следовательно Русскiе взяли ихъ, какъ свою собственность". Ну а что вы хотели от ярого русофоба, автора "норманской теории"? Ведь по Шлёцеру русские жили "подобно зверям".
  Колокол-то забыли! Известно, что "Сигтуна, бывшая уже въ такомъ упадке, еще въ 1732 году владела Русскимъ художественнымъ произведенiем... Въ тамошней Марiинской церкви находился... Русскiй колоколъ, имеющiй 1 и 5/8 Швед.локтей вышины и 1 и 3/4 въ поперечнике. На ономъ есть... Славянская надпись... колоколъ сей вылитъ иждивенiем Псковскихъ гражданъ" и подарен деревянной крепости, ставшей впоследствии Нарвою (Sigtuna stans et cadens, Act. IX, &12). Скорей всего, этот колокол украден "въ 1496 году, когда Сванте Нильсонъ и Эрикъ Тролле взяли Иван-городъ и вывезли изъ онаго большую добычу" (Pontus de la Gardie. VonHipping. 1819).


... на главную сайта...     |     ... к началу ...

Церковь Святого Олафа...

  В попытках хоть как-то принизить значение русской победы, русофобы и западники пытаются доказать, что Сигтунские врата не могли быть из Сигтуны, приводя сохранившиеся руины какой-то церкви (см.ниже), в главный вход которой наши врата вроде бы действительно не помещаются. Забавно, что эта же фотография часто показывается и как руины русской церкви Святого Николая.

Церковь святого Святого Олафа в Сигтуне
открыть фото церкви в полном размере

  Но! Во-первых, именно это фото руин церкви (или часовни?) мало напоминает огромный храм - размеры не те. Во-вторых, нет никаких данных, что новгородцы взяли врата именно из церкви Святого Олафа. В-третьих, кроме этого (широко распространенного в интернете) снимка есть и другие фотографии церкви Олафа, например ее интерьеров. А они и гораздо более напоминают "великолепный храм, устроенный Отином", и не совпадают с первым. Смотрите:

Интерьеры церкви святого Святого Олафа в Сигтуне
открыть фото церкви в полном размере

  Кстати, Святой Олаф стал последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым также и на христианском Востоке как Святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии, креститель и просветитель норвежцев. В России во имя святого Олафа были освящены храмы в Новгороде (где он жил несколько лет) и Старой Ладоге, где он проездом гостил у посадника Рёгнвальда Ульвсона, потому что между ними, как сказано в сагах, "была самая большая дружба".


... на главную сайта...     |     ... к началу ...

  Новая столица Швеции... После столь сильного разгрома шведской столицы русско-карельской ратью, шведы не стали восстанавливать разрушенную Сигтуну, а начали южнее (на протоках, соединяющих озеро Меларен с Балтийским морем) строить новую столицу - Стокгольм. И хотя формально Стокгольм основан с 1252г. (вдовой архиепископа Иона и ярлом Биргером из рода Фолькунгов), реальное начало постройки нынешней столицы Швеции - 1187 год. Ибо город, преградивший вход из моря в озеро, по берегам которого была самой богатая и населенная часть Швеции - был для шведов жизненной необходимостью.

  А новгородское наступление - продолжалось. В Новгородской летописи под 1191 годом содержится сообщение о совместном походе новгородцев и карел на емь: "Ходиша новгородьци с корелою на емь и воеваша землю их, и пожьгоша, и скот исекоша" (книга Кочкуркиной4). В задачи этой карательной экспедиции входили пресечение разбойничьих набегов и восстановление новгородской власти над емью.
  Наконец, в 1198 году следует новый сокрушительный удар русов. Высадившись в центре шведских владений в Финляндии, новгородские дружины вместе с примкнувшими к ним карелами прошли по немногочисленным ещё тогда шведским селениям на береговой полосе земли суми, уничтожая вражеские пункты и укрепления. При этом был взят и разрушен город Або (столица шведской части Финляндии) и убит очередной епископ Финляндии Фольквин, по совместительству являвшийся главой шведской оккупационной администрации. По сложившейся традиции новгородцы и их союзники разрушили вражеский город настолько добросовестно, что впоследствии он был отстроен уже на новом месте. Нанесённый удар был настолько силён, что шведская колония не могла оправиться в течение целых 20 лет. Как сокрушался по этому поводу в XIX веке Габриэль Рейн (1800-1867гж, финский профессор истории в Гельсингфорсе), "то, что в течение полустолетия было сделано апостолами христианства, было этим нападением полностью разрушено, и работа должна была начинаться заново" (книга Шаскольского2, стр.116). Католические иерархи были полностью деморализованы... После этого в русско-шведской борьбе наступил временный перерыв на два десятилетия - до начала 20-х годов XIII века, когда вражеские набеги возобновились. В ответ в 1227 году состоялся поход князя Ярослава Всеволодовича (1191-1246гж, сын Всеволода Большое Гнездо) против еми. В 1228 году был отражён набег двухтысячного отряда еми, который был полностью уничтожен.
  К сожалению, далее инициатива в боевых действиях перешла к противнику. В результате состоявшегося в 1249 году второго крестового похода шведы подчинили емь, обратив это племя в католичество. Как сказано в "Хронике Эрика": "Ту страну, которая была вся крещена, русский князь, как я думаю, потерял" (книга Шаскольского2, стр.23). Лишь в 1809 году финская земля вернулась в состав России.

  Кстати, русским войскам довелось побывать и в новой шведской столице Стокгольме. 30 ноября 1743 года Ростовский и Казанский полки торжественно, с музыкой и распущенными знамёнами, вошли в столицу Швеции.

  Вместо эпилога... Кое-кто из наиболее "отмороженных" либералов сегодня призывает покаяться перед шведами - мол, тогдашние русичи пожгли и пограбили шведов. Пора покончить с юродивой традицией убогой про-западной интеллигенции изображать наших предков в образе этаких незлобивых "платонов каратаевых" (терпеливый солдат Апшеронского полка из произведения "Война и мир"). Мол "Ударили по правой щеке, подставь и левую" (перефразировка слов Иисуса Христа Матф. 5:39). К счастью для нашей России, наши прадеды такими не являлись и на каждый вражеский удар старались отвечать ещё более сильным ударом. В православии есть фраза "какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Матф. 7:2). Будда сказал: "если тебя ударили, ударь в два раза сильнее, чтобы враг знал, что ты силен".
  Для современной молодежи приведу цитату из Драко "Если тебя ударили по одной щеке - ударь в ответ мечом! И больше тебя не ударят" (Скай Фалькорр, пилот Первой Экспедиции) и из народного творчества: "Если тебя ударили по правой щеке, ударь левой рукой в глаз, правой под дых и проведи хук в челюсть". И на "том стоит руссская земля", а шведам - поделом...
 

У нас великая и очень древняя история. Нам есть за что гордиться нашими предками!


Вражеские столицы...
Русские войска 35 раз брали 24 вражеские столицы (вместе с взятием столиц сателлитов), в т.ч. 17 столиц в Европе - 30 раз и 5 столиц в Азии. Не вдаваясь в древние походы и подвиги наших предков просто перечислим 17 европейских столиц (сортировка - по первому взятию):

  1. Сигтуна (1187г)
  2. Або (1198г, 1713г, 1742г, 1808г)
  3. Берлин (1760г, 1813г, 1945г)
  4. Бухарест (1770г, 1806г, 1828г, 1853г, 1944г)
  5. Варшава (1733г, 1794г, 1813г, 1945г)
  6. Неаполь (1799г)
  7. Рим (1799г). Факт: город был освобожден русской морской пехотой эскадры адмирала Ушакова.
  8. Милан (1799г)
  9. Турин (1799г)
  10. Амстердам (1813г). Факт: город был освобожден от французов отрядом в несколько батальонов под началом героя войны 1812 года графа Александра Христофоровича Бенкендорфа. Того самого шефа жандармов.
  11. Париж (1814г)
  12. София (1877г, 1944г)
  13. Белград (1944г)
  14. Будапешт (1945г)
  15. Братислава (1945г)
  16. Вена (1945г)
  17. Прага (1945г)

"Русские 300 спартанцев"   |   "Битва при Молодях"   |   "Осада Благовещенска"

... вернуться на главную ...

 

Литература и первоисточники...


 

Автор статьи: Дмитрий Белоусов, rus-imperia.ru
Создано © февраль-апрель 2017г.
LiveInternet