Автор анализа: Анатолий Суханкин, г.Екатеринбург
url-адрес: http://rus-imperia.ru/Piter_1846.htm
Дата создания: март 2021г.
YouTube-интервью 12.2019г: Украденный Петербурх
YouTube-интервью 10.2019г: Катастрофа древности
Список: 100 книг по русской истории
От rus-imperia.ru: Анатолий Суханкин, слушатель лекции "Украденный Петербурх и настоящий Орешек" подготовил интересный расчет по необходимым Петербургу повозкам для 1846 года. В частности - по дровам, необходимым для отопления. Обычные дрова, которые надо заготовить и привезти. Ведь топили-то дровами, есть много фото XIX века. Но коэффициент горения - неизменен, а объем древесины - легко считается. И вот, на простом примере видно, что существующие учебники истории - можно выбросить. Описанное в учебниках - технически невозможно. Так не бывает. Вот вам пример, как цифры реальной жизни не бьются с фальсификациями от истории.
Или было тепло и здания не отапливались, или источник отопления был другим, или в городе жило совсем другое, меньшее количество жителей - других вариантов нет. Зато... есть ложь учебников. |
|
... на главную ...
Аналитический расчет по Петербургу
Современный житель, особенно городов, так привык к благам цивилизации, что уже не задумывается откуда они берутся, и чего они стоят. Электричество в розетке, тепло в батарее, вода в кране, канализация в унитазе, продукты в магазине, мусор в баке, перемещение на транспорте. Сегодня вы не видите затрат на все это. Ведь на на той же АЭС тепло - отходы производства. Поэтому никто не задумывается, как это много и чего стоит. Но так было не всегда. Мысленно вернемся в прошлое и немного поразмышляем. Будем брать открытые данные (из интернета), сопоставлять и считать.
Численность населения Санкт-Петербурга в 1846 году ориентировочно составляла 480.000 жителей (Демоскоп), 483.000 человек (Студопедия). Которая быстро росла - 523 тысячи в 1853 году (Санкт-Петербург 18 века). Можно взять любой другой источник - везде примерно одно и тоже. Возьмем 500.000 жителей, т.е. округлим до круглой цифры, и что интересно, это составляет примерно десятую часть населения Санкт Петербурга сегодня.
Расчет потребности для жизнедеятельности города:
1) отопление. Возьмем для расчета норму на 1 человека 5 кв.метров. Цифра взята по самому минимуму (см. справку-1): конечно, были страшно перенаселенные бараки рабочих, но были и тысячи больших залов/комнат/коридоров в многочисленных дворцах знати, поместей дворян и домов буржуазии XIX века. Все дома знати - хорошо отапливались.
Справка-1, норма жилья: сегодня в России существует несколько нормативов для жилой площади. Учетная норма (минимальное значение квадратуры на человека) не может быть менее 12 кв.метров на 1 человека. Санитарная норма жилой площади (минимальный метраж на одного человека) составляет 6 квадратных метров. Но при царе, в столице Российской империи, ~93-96% населения арендовали жильё, в собственных домах проживали ~3-5%, еще 2-3% жили в казенных домах. В среднем рабочая семья имела в распоряжении около 3 кв.метров жилой площади. А вот например дом И.Л.Лазарева (Итальянская ул., дом 13) 1802 года постройки имеет общую площадь всех помещений 4.485 кв. метров. Что даже при двух десятках слуг составит 224м/чел. И так по всем дворцам.
Получаем 500.000*5=2.500.000 кв.метров на отопление. По современным нормам 0,1 Квт на квад.метр, отопительный период 200 дней по 24 часа, итого 24*200*0,1*2 500 000 = 1.200.000.000 Квт/час тепловой энергии. Историки нас уверяют, что зимы тогда были более суровые, так, что эта потребность - минимальна, требовалось гораздо больше. При влажности дров 10-15% их теплотворная способность =4,2 Квт/час кг., а при влажности 40-45% вдвое (!) ниже. Опять берем минимум - считаем, что дело было поставлено так, что успевали и заготавливать, и сушить (а это было не всегда так). Далее оценим объем работы. Итого необходимо дров 1.200.000.000/4,2=285.700.000 кг в год. Для отопления в квартирах использовали печи-голландки и круглые печи. Камины в Петербурге ставили только для красоты. Вводим коэффициент горения в печи 60% (очень хороший для дров!) и с учетом 17 градусов тепла (тогда считались нормой для дома) получаем 285.700.000/0,6=476.150.000 кг дров ежегодно. Повторяю: четыреста семьдесят шесть миллионов сто пятьдесят тысяч килограмм дров. Астрономическая цифра.
С учетом ежедневной перевозки гужевым транспортом рассчитываем: 1 повозка тянет не более 450 кг в день, рейс туда-обратно 20 км в одну сторону, 365 дней. 476.150.000/450/365=2.900 рейсов ежедневно (!). Объем необходимой вырубки 476.150.000 кг / плотность древесины 0,65 = 732.500.000 куб.м древесины в год. Для примера - объем импорта древесины огромным Китаем всего 150.000.000 куб.м в год (см. yandex-график). В интернете есть много фото барж с лесом. Поскольку баржи по объему - разные, покажем, сколько это было в современных вагонах. Объем полувагона 138 кв.метров. 732.500.000/138=5.308.000 вагонов в год делим на 365 дней =14.540 вагонов/сутки. При стандарте в 75 вагонов/груз.поезде получаем 194 полных грузовых состава каждый день. Это - невозможно.
732,5 млн.- сколько это гектаров леса? С одного Га леса дров (см. справочник) сможем получить всего 125 куб.м, дров, что для современных лесов Ленинградской области очень оптимистично. Итого 732.500.000/125=5.860.000 Га леса ежегодно, или 58.600 кв.км ежегодно. Цифра - 70% площади всей Ленинградской области (ныне 83.908 км) за 1 год. Всего за 1 год. Получается, каждый год за дровами придётся ехать гораздо дальше, возрастут транспортные расходы, тем более нормы на 1 гужевую повозку были взяты для дорог с твердым покрытием (а в лесах Ленинградской области в 20 веке и трелёвщику было не просто).
При сжигании дров всегда получается древесная зола из расчета 0,3% на кг дров. Тогда 476.150.000 кг * 0,003 получаем 1.428.000 кг золы в год или 1.428 тонн. Напоминаю, что плотность золы варьируется 0,6-1,4, при плотности 1 получаем 1.428 куб.м, это примерно 14*10*10. Дом длиной 14 м, высотой 10 метров, шириной 10 метров. Но ради упрощения расчета золу - не рассматриваем.
2) продовольствие. Сегодня норма для рядового по призыву (см. суточный паек солдата срочной службы) сейчас составляет 2,27 кг/сутки (общевойсковой паек). В царской армии было три части: провиант, приварочные деньги, чайные деньги.
Справка-2, провиант: дневной рацион солдата Российской империи в XIX веке состоял из: 820 граммов ржаного хлеба, 410 граммов говядины, 250 миллиграммов водки (стакан), 3.27 литра пива. Каждый месяц солдат получал около 6 килограммов различных сухих каш, а также 820 граммов соли. См. паёк в царской армии XVIII-XIX веков. Итого: 1,457 кг. Ближе к 1900г паек солдат стал еще больше: 1230 граммов ржаного хлеба, 136 грамм крупы (просяная, гречневая, овсяная, рисовая), 307 граммов мяса, овощи 255 грамм, 21 грамм масла, 25 грамм сахара. См. нормы прод.снабжения. Итого: 1,974 кг. Для каторжан полагалось в год 20 пудов яичной крупы (около 20 кг/месяц), по 1 пуду крупы ячменной или гречневой (1.3 кг/день), 3 пуда мяса в год (4 кг/месяц) и 3 рубля на остальные продукты. См. питание каторжан. Итого: 2,1 кг, а ведь было еще и усиленное питание арестованных.
Допустим, что в 1846 году жители страшно недоедали (а ведь это не так) и возьмем не 1,457 кг, а самый минимум - всего 1 кг (круглая цифра). Тогда норма продовольствия в сутки 500.000*1=500.000 кг, те же 450 кг/повозку и /450=1.100 рейсов ежедневно.
3) доставка воды. В связи с загрязненностью близлежащих источников водоснабжения местное население вынужденно пользовалось привозной водой. Объем потребления воды для питья - мало менялся с веками. Нормы потребления питьевой воды сегодня "для взрослых составляют 2,7 л/день" (Совет по питанию США). До 2004 года было 2,5 л/день. ВОЗ одобрил формулу: на каждый килограмм веса человека - 30 мл воды. Техническую воду - рассматриваем частично (только для умываний-ванн), которую тоже - надо привезти. Ведь во второй четверти XIX века ванны стали обязательными во дворцах. Сегодня техническая вода - это 95 л/день на 1 жителя города в квартирах без ванны и 150 л/день с ваннами и нагревом на твердом топливе (см. СНиП 2.04.01-85). А ведь еще существовали общественные ванны и бани, где принятие принятие 1 ванной это уже ~150 литров. В среднем, к концу XIX века богатый горожанин Петербурга потреблял 40-60 литров воды в сутки.
Справка-3, водопровод: в середине XIX века в Петербург приехал граф Эссен-Стенбок-Фермор, посмотрел, как в столице Российской империи моются из кувшинов, и сделал первый водопровод по улицам Знаменской/Восстания, Итальянской, Сергиевской/Чайковского. Вода подавалась водокачкой, стоявшей у Воскресенского моста. Но граф прогорел, потому что никто не хотел подключаться к этому водопроводу. Первый петербургский водопровод заработал только в сентябре 1866 года. До этого воду развозили только водовозы, их бочки были раскрашены в разные цвета: белые - для питьевой воды из Невы, а зеленые и желтые - для хозяйственной воды; эту воду брали из Фонтанки, Мойки, других небольших рек. Водовозы работали до конца 1920-х годов.
Александр Павлович Башуцкий в очерке "Водовоз" так описывал их участь: "С шести часов утра до ночи черпать воду из канала в чан, возить ее в домы, разливать в ведра, разносить их по крутым лестницам в третьи и четвертые этажи... вот ежедневная пытка-работа водовоза". Известна картина "Водовоз" художника С.Грибкова.
Для расчета в сутки возьмем всего лишь 10 л/кг воды на 1 человека (данные по 1890г. - 11 литров) и по максимуму 10 рейсов/сутки (хотя реки и рядом, но наливали-то вручную). Получаем 500.000*10/450/10=1.120 гужевых повозок/сутки.
4) канализация и поливка. В XVIII столетии стали активно появляться подземные водостоки в парках и дворцах Петербурга, а в XIX веке появился вывоз нечистот (хотя в древней Руси существовали подземные каналы для отвода сточных вод). Канализация за водопроводом часто не поспевала, поэтому содержимое ванн и туалетов "барских квартир" отправлялось в выгребную яму, традиционно располагаемую во дворе у черной лестницы. А часто содержимое из ведер и ночных ваз выливали на улицу в канаву, дальше фекалии просто стекали в каналы/Неву. Вывоз нечистот и мусора отхожих мест (ретирадников) из ям внутренних дворов - входил в обязанности домовладельцев, но центр столицы убирался централизованно и город располагал ассенизационным обозом. Плюс большой расход воды на поливку улиц и дорожек в парках. Поливали только центральные улицы, поливка осуществлялась из конных бочек и ручных леек. Все это - лошади и лошади, гужевые повозки. Но ради упрощения расчета количество повозок для привоза технической воды и ассенизаторских - не рассматриваем.
5) навоз. Как видите, транспорт - гужевой, и естественно, лошади оставляли следы своей жизнедеятельности. И количество от одной лошади - постоянно, 20 кг/сутки. Навоз - вывозили за город, на это - тоже требовались повозки. При том количестве лошадей (см. ниже) имеем 39.000*20=780.000 кг. Это 780 тонн каждый день! Утонуть можно. Но ради упрощения расчета количество повозок для вывоза навоза - не рассматриваем.
Справка-4, лошади: первая линия грузовой конно-железной дороги появилась в Санкт-Петербурге в 1860 году. А через три года, в 1863, конки стали перевозить и людей. К середине XIX века в городе работало летом около 6 тысяч извозчиков, зимой 7,5 тысяч. С 1783 Управа благочиния стала выдавать "извощичий билет" (разрешение на промысел). Транспортным средством извозчиков были дрожки, экипажи, коляски, зимой - сани, с середины XIX века появились пролетки. См. "Петербургские извозчики".
Лошади делились на три группы: "в извозе", воинские и полицейские. Напомню, что "в извозе" - это как гужевой (таких лошадей называли ломовыми), так и для перевозки пассажиров. Для снабжения было необходимо минимум 5.120 гужевых повозок ежедневно. Собственно статистика по количеству лошадей в городе - есть, их было около 39 тысяч (точнее 38.986 - см. данные губернского статистического комитета и участковых полицейских управлений "Статистическую таблицу о населении Санкт-Петербургской столицы животными" (на декабрь 1869 года). Почти не учитывая падеж, возьмем общее количество лошадей 39.000 (все три группы).
Самих лошадей - надо кормить. Фураж, хотя и отличается (см. цифры рациона), но полное снабжение - это в сутки в среднем овса 5 кг, сена 10-13 кг, отрубей 1-1,5 кг, моркови 2-3 кг. Имеем 18-22,5 кг. Для удобства расчётов возьмем те же 20 кг/день. Итого для содержания 39.000 лошадей необходимо 780.000 кг продовольствия (780 тонн в день!) или /450=1730 рейсов. Итого по самому минимуму получаем 6.850 ежедневно работающих лошадей для снабжения города.
Для стойла 1 лошади необходимо минимум 9 кв.метров, но оптимальный размер - 16 кв.метров (4х4м), плюс проход 3,5-4,9 метра (см. "Места для лошадей"). Это еще упрощенно, т.к. для тягловых лошадей стойло больше. Итого для чистая площадь =39.000*(4*7,5)=1.170.000 кв. метров конюшен. Больше миллиона! В каждой обычной (не царской) конюшне держали от 2 до 10 лошадей, обычно 2-4. Следовательно, в городе должны быть построены 19.500-9.750 стационарных конюшен. Где все эти тысячи зданий? Их - нет. В 1833 году городе вообще было всего 7.976 домов, из которых 2.730 каменные. Ежегодно строилось не более 30 каменных домов. Пусть большая часть конюшен была деревянными пристройками, но на эти 8 тысяч домов даже минимальные 10 тысяч конюшен - не было никогда. Доходные дома конюшен - не имели. Это количество - слишком огромно. Официальные цифры - никак не бьются. А для туристов вообще есть только "Главные императорские конюшни" (ныне - Конюшенной пл., построенные в 1720-1723 годы), конюшни в Петергофе и небольшие в дворцах знати. А ведь еще нужны помещения, где перековывали лошадей.
Вывод: для содержания Санкт Петербурга ежедневно было необходимо примерно 6.850 тысяч гужевых повозок, не считая необходимых для города в период его бурного строительства в качестве перевозки строительных материалов. Такого количества мы не видим на картинах и гравюрах. Нет и материального подтверждения в документах. Особенно удивляет цифра необходимого количества вырубаемого ежегодно леса. Или было тепло и не отапливались, или источник отопления был другим, или в городе тогда не жило 500.000 человек. И где держали эти тысячи лошадей, как вывозили их навоз? Как говорил Штирлиц в фильме "Семнадцать мгновений весны" - информация к размышлению.
"Катастрофа древности-2" | "Украденный Петербурх" | "Катастрофа древности-1"
Автор анализа: Анатолий Суханкин, г.Екатеринбург
Оформление и доработка: Дмитрий Белоусов, rus-imperia.ru
Создано © март 2021г.
|